Все словари русского языка: Толковый словарь, Словарь синонимов, Словарь антонимов, Энциклопедический словарь, Академический словарь, Словарь существительных, Поговорки, Словарь русского арго, Орфографический словарь, Словарь ударений, Трудности произношения и ударения, Формы слов, Синонимы, Тезаурус русской деловой лексики, Морфемно-орфографический словарь, Этимология, Этимологический словарь, Грамматический словарь, Идеография, Пословицы и поговорки, Этимологический словарь русского языка.

гоголь ник. вас

Гуманитарный словарь

ГО́ГОЛЬ Ник. Вас. (1809-52) - прозаик, драматург. Из дворян. Сын укр. писателя Вас. Аф. Гоголя-Яновского (1777-1825). Образование получил в Полтавском уездном уч-ще (1818-19) и Нежинской г-зии высших наук (1821-28). В 1828 переехал в СПб. С 1829 на службе в Департаменте гос. хоз-ва и публичных зданий, в 1830-31 - в Департаменте уделов, в 1831-35 преподает историю в Патриотич. ин-те, дает частные уроки. В 1829 дебютировал в печати "идиллией в картинах" "Ганц Кюхельгартен" и, вероятно, стих. "Италия". В 1830-31 сближается с пушкинским кругом писателей, выступает в "Лит. газете", альм. "Сев. цветы" (позднее сотрудничал и в "Современнике"). Широкую известность принес Г. прозаич. цикл "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1 ч. - 1831, 2 ч. - 1832), в к-ром воссоздавался целостный образ укр. национ. мира в единстве его природных, бытовых, культурных и иных характеристик. Успех "Вечеров" еще не определил в глазах Г. его окончат. призвания. Намереваясь посвятить себя научно-пед. деят-ности, он задумывает масштабные труды по всемирной и укр. истории, в 1834 занимает место адъюнкт-профессора по каф. всеобщей истории Петерб. унта, однако уже в след. году разочаровывается в своих планах и оставляет преподават. деят-ность. Лит. авторитет Г. упрочило появление в 1835 сб. "Миргород" ("Старосветские помещики", "Тарас Бульба", "Вий", "Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем") и "Арабески" ("Невский проспект", "Портрет", "Записки сумасшедшего", главы из незаконч. ром. "Гетьман", статьи; как целое сб. впоследствии автором не переиздавался). Основу проблематики первой из книг составил контраст высоких возможностей человека и его духовного оскудения в совр. мире, в повестях второй впервые в гоголевской прозе возникла петерб. тема, развитая затем в "Носе" (1836) и "Шинели" (1842). В обоих циклах обозначился поворот к теме будничного, "обыкновенного" существования, декларированный в статье "Несколько слов о Пушкине" (в составе "Арабесок"), проявилось сложное отношение к романтич. традиции, сочетающее преемственность с полемикой, переосмыслением ключевых романтич. тем, образов, ситуаций. В 1835 Г. приступил к работе над комедией "Ревизор" и поэмой "Мертвые души". В "Ревизоре" Г. не ограничил себя локальными сатирич. целями, стремясь к широкому обобщению, созданию образа всей рус. современности с ее ложными ценностями и целями, ставил задачу нравств. воздействия на аудиторию. Пост. комедии на сцене Александринского т-ра (1836) и первая негативная реакция на нее вызвали у Г. крайне тяжелое впечатление и побудили оставить Россию. За границей (Италия, Германия, Франция, Швейцария) он пробыл с перерывами до 1848. В эти годы Г. преим. занят "Мертвыми душами", с к-рыми связывает отныне представление о своем писат. предназначении. У него складывается замысел трехчастного произв. эпич. охвата, сочетающего сатир. изображение совр. России с раскрытием идеальных сторон и перспектив нац. жизни. Первый том поэмы издан в 1842, тогда же вышло и четырехтомное собр. соч. Г., включившее нек-рые прежде не публиковавшиеся тексты ("Шинель", драм. сцена "Театральный разъезд после представления новой комедии", "Женитьба" и др.). С нач. 1840-х гг. усиливаются религ.-мистич. идеи и настроения Г. Мысль о моральном перевоспитании современников, вначале связанная гл. обр. с "Мертвыми душами", постепенно отрывается от замысла поэмы, возникает потребность в непосредств. учительстве. Эта идея воплощена в кн. "Выбранные места из переписки с друзьями" (изд. в нач. 1847), где критич. пафос в отношении к современности сочетается с утопич. надеждой на переустройство жизни путем нравств. обновления каждого отд. человека при сохранении существующих социальных и политич. ин-тов. Отрицат. реакция на книгу (в т. ч. знаменитое письмо Белинского) заставила автора признать неудачу своего труда. Совершив паломничество в Иерусалим, он возвращается на родину. Последние годы жизни Г. трудится преимуществ. над 2-м томом "Мертвых душ", начатым, по-видимому, еще в 1840. Писатель предполагает издать его в 1852, однако в нач. года, переживая духовный и физич. кризис, сжигает рукопись и вскоре умирает (сохранились 5 черновых глав, опубл. 1855).

Н. В. Гоголь

Н. В. Гоголь

Полезные сервисы

гоголь николай васильевич

Энциклопедический словарь

Го́голь Николай Васильевич (1809-1852), русский писатель. Литературную известность Гоголю принёс сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности и достоинства «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет» и др.) получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мёртвые души» (1-й том - 1842; неполные 5 глав 2-го тома - 1855) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Духовная проза: религиозно-публицистические книги «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) и «Размышления о Божественной литургии» (1857). Комическое обнажение «пошлости пошлого человека» («смех сквозь слёзы») и необыкновенности в обыкновенном, патриотизм, религиозно-нравственная настроенность и мессианский пафос - существенные черты творчества Гоголя, повлиявшие на становление русского классического реализма.

Н. В. Гоголь.

* * *

ГОГОЛЬ Николай Васильевич - ГО́ГОЛЬ Николай Васильевич [20 марта (1 апреля) 1809, местечко Великие Сорочинцы Миргородского уезда Полтавской губернии - 21 февраля (4 марта) 1852, Москва], русский писатель.

Литературную известность Гоголю принес сборник «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1831-1832), насыщенный украинским этнографическим материалом, романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников «Миргород» и «Арабески» (оба 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности «маленького человека» наиболее полно воплотилась в повести «Шинель» (1842), с которой связано становление натуральной школы (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА). Гротескное начало «петербургских повестей» («Нос», «Портрет») получило развитие в комедии «Ревизор» (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе «Мертвые души» (1-й том - 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга «Выбранные места из переписки с друзьями» (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского (см. БЕЛИНСКИЙ Виссарион Григорьевич). В 1852 Гоголь сжег рукопись второго тома «Мертвых душ». Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

Семья. Детские годы

Будущий классик русской литературы происходил из помещичьей семьи среднего достатка: у Гоголей было около 400 душ крепостных и свыше 1000 десятин земли. Предки писателя со стороны отца были потомственными священниками, однако дед писателя Афанасий Демьянович оставил духовное поприще и поступил на службу в гетманскую канцелярию; именно он прибавил к своей фамилии Яновский другую - Гоголь, что должно было продемонстрировать происхождение рода от известного в украинской истории 17 века полковника Евстафия (Остапа) Гоголя (факт этот не находит достаточного подтверждения). Отец, Василий Афанасьевич, служил при Малороссийском почтамте. Мать, Марья Ивановна, происходившая из помещичьей семьи Косяровских, слыла первой красавицей на Полтавщине; замуж за Василия Афанасьевича она вышла четырнадцати лет. В семье, помимо Николая, было еще пятеро детей. Детские годы будущий писатель провел в родном имении Васильевке (другое название Яновщина), наведываясь вместе с родителями в окрестные места - Диканьку, принадлежавшую министру внутренних дел В. П. Кочубею (см. КОЧУБЕЙ Виктор Павлович), в Обуховку, где жил писатель В. В. Капнист (см. КАПНИСТ Василий Васильевич), но особенно часто в Кибинцы, имение бывшего министра, дальнего родственника Гоголя со стороны матери - Д. П. Трощинского. С Кибинцами, где была обширная библиотека и домашний театр, связаны ранние художественные переживания будущего писателя. Другим источником сильных впечатлений мальчика служили исторические предания и библейские сюжеты, в частности, рассказываемое матерью пророчество о Страшном суде с напоминанием о неминуемом наказании грешников. С тех пор Гоголь, по выражению исследователя К. В. Мочульского, постоянно жил «под террором загробного воздаяния».

«Задумываться о будущем я начал рано...». Годы учения. Переезд в Петербург

Вначале Николай учился в Полтавском уездном училище (1818-1819), потом брал частные уроки у полтавского учителя Гавриила Сорочинского, проживая у него на квартире, а в мае 1821 поступил в только что основанную Нежинскую гимназию высших наук. Учился Гоголь довольно средне, зато отличался в гимназическом театре - как актер и декоратор. К гимназическому периоду относятся первые литературные опыты в стихах и в прозе, преимущественно «в лирическом и сурьезном роде», но также и в комическом духе, например, сатира «Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан» (не сохранилась). Больше всего, однако, Гоголя занимает в это время мысль о государственной службе на поприще юстиции; такое решение возникло не без влияния профессора Н. Г. Белоусова, преподававшего естественное право и уволенного впоследствии из гимназии по обвинению в «вольнодумстве» (во время расследования Гоголь давал показания в его пользу).

По окончании гимназии Гоголь в декабре 1828 вместе с одним из своих ближайших друзей А. С. Данилевским приезжает в Петербург, где его подстерегает ряд ударов и разочарований: не удается получить желаемого места; поэма «Ганц Кюхельгартен», написанная, очевидно, еще в гимназическую пору и изданная в 1829 (под псевдонимом В. Алов) встречает убийственные отклики рецензентов (Гоголь тотчас же скупает почти весь тираж книги и предает его огню); к этому, возможно, прибавились любовные переживания, о которых он говорил в письме к матери (от 24 июля 1829). Все это заставляет Гоголя внезапно уехать из Петербурга в Германию.

По возвращении в Россию (в сентябре того же года) Гоголю наконец удается определиться на службу - вначале в Департамент государственного хозяйства и публичных зданий, а затем в Департамент уделов. Чиновничья деятельность не приносит Гоголю удовлетворения; зато новые его публикации (повесть «Бисаврюк, или Вечер накануне Ивана Купала», статьи и эссе) обращают на него все большее внимание. Писатель завязывает обширные литературные знакомства, в частности, с В. А. Жуковским, П. А. Плетневым (см. ПЛЕТНЕВ Петр Александрович), который у себя дома в мае 1831 (очевидно, 20-го) представил Гоголя А. С. Пушкину.

«Вечера на хуторе близ Диканьки»

Осенью того же года выходит 1-я часть сборника повестей из украинской жизни «Вечера на хуторе близ Диканьки» (в следующем году появилась 2-я часть), восторженно встреченная Пушкиным: «Вот настоящая веселость, искренняя, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия!...». Вместе с тем «веселость» гоголевской книги обнаруживала различные оттенки - от беззаботного подтрунивания до мрачного комизма, близкого к черному юмору. При всей полноте и искренности чувств гоголевских персонажей мир, в котором они живут, трагически конфликтен: происходит расторжение природных и родственных связей, в естественный порядок вещей вторгаются таинственные ирреальные силы (фантастическое опирается главным образом на народную демонологию). Уже в «Вечерах...» проявилось необыкновенное искусство Гоголя создавать цельный, законченный и живущий по собственным законам художественный космос.

После выхода первой прозаической книги Гоголь - знаменитый писатель. Летом 1832 его с воодушевлением встречают в Москве, где он знакомится с М. П. Погодиным (см. ПОГОДИН Михаил Петрович), С. Т. Аксаковым (см. АКСАКОВ Сергей Тимофеевич)и его семейством, М. С. Щепкиным (см. ЩЕПКИН Михаил Семенович) и другими. Следующая поездка Гоголя в Москву, столь же успешная, состоялась летом 1835. К концу этого года он оставляет поприще педагогики (с лета 1834 занимал должность адъюнкт-профессора всеобщей истории Санкт-Петербургского университета) и целиком посвящает себя литературному труду.

«Миргородский» и «петербургский» циклы. «Ревизор»

1835 год необычаен по творческой интенсивности и широте гоголевских замыслов. В этот год выходят следующие два сборника прозаических произведений - «Арабески» и «Миргород» (оба в двух частях); начата работа над поэмой «Мертвые души», закончена в основном комедия «Ревизор», написана первая редакция комедии «Женихи» (будущей «Женитьбы»). Сообщая о новых созданиях писателя, в том числе и о предстоящей в петербургском Александринском театре премьере «Ревизора» (19 апреля 1836), Пушкин отмечал в своем «Современнике»: «Г-н Гоголь идет еще вперед. Желаем и надеемся иметь часто случай говорить о нем в нашем журнале». Кстати, и в пушкинском журнале Гоголь активно публиковался, в частности, как критик (статья «О движении журнальной литературы в 1834 и 1835 году»).

«Миргород» и «Арабески» обозначили новые художественные миры на карте гоголевской вселенной. Тематически близкий к «Вечерам...» («малороссийская» жизнь) миргородский цикл, объединивший повести «Старосветские помещики», «Тарас Бульба», «Вий», «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», обнаруживает резкое изменение ракурса и изобразительного масштаба: вместо сильных и резких характеристик - пошлость и безликость обывателей; вместо поэтических и глубоких чувств - вялотекущие, почти рефлекторные движения. Обыкновенность современной жизни оттенялась колоритностью и экстравагантностью прошлого, однако тем разительнее проявлялась в нем, в этом прошлом, глубокая внутренняя конфликтность (например, в «Тарасе Бульбе» - столкновение индивидуализирующегося любовного чувства с общинными интересами).

Мир же «петербургских повестей» из «Арабесок» («Невский проспект», «Записки сумасшедшего», «Портрет»; к ним примыкают опубликованные позже, соответственно в 1836 и 1842, «Нос» и «Шинель») - это мир современного города с его острыми социальными и этическими коллизиями, изломами характеров, тревожной и призрачной атмосферой.

Наивысшей степени гоголевское обобщение достигает в «Ревизоре», в котором «сборный город» как бы имитировал жизнедеятельность любого более крупного социального объединения, вплоть до государства, Российской империи, или даже человечества в целом. Вместо традиционного активного двигателя интриги - плута или авантюриста - в эпицентр коллизии поставлен непроизвольный обманщик (мнимый ревизор Хлестаков), что придало всему происходящему дополнительное, гротескное освещение, усиленное до предела заключительной «немой сценой».

Освобожденная от конкретных деталей «наказания порока», передающая прежде всего сам эффект всеобщего потрясения (который подчеркивался символической длительностью момента окаменения), эта сцена открывала возможность самых разных толкований, включая и эсхатологическое - как напоминание о неминуемом Страшном суде.

Главная книга

В июне 1836 Гоголь (снова вместе с Данилевским) уезжает за границу, где он провел в общей сложности более 12 лет, если не считать двух приездов в Россию - в 1839-40 и в 1841-42. Писатель жил в Германии, Швейцарии, Франции, Австрии, Чехии, но дольше всего в Италии, продолжая работу над «Мертвыми душами», сюжет которых (как и «Ревизора») был подсказан ему Пушкиным. Свойственная Гоголю обобщенность масштаба получала теперь пространственное выражение: по мере развития чичиковской аферы (покупка «ревизских душ» (см. РЕВИЗСКАЯ ДУША) умерших людей) русская жизнь должна была раскрыться многообразно - не только со стороны «низменных рядов ее», но и в более высоких, значительных проявлениях. Одновременно раскрывалась и вся глубина ключевого мотива поэмы: понятие «мертвая душа» и вытекавшая отсюда антитеза «живой» - «мертвый» из сферы конкретного словоупотребления (умерший крестьянин, «ревизская душа») передвигались в сферу переносной и символической семантики.

Возникала проблема омертвления и оживления человеческой души, и в связи с этим - общества в целом, русского мира прежде всего, но через него и всего современного человечества. Со сложностью замысла связана жанровая специфика «Мертвых душ» (обозначение «поэма» указывало на символический смысл произведения, особую роль повествователя и позитивного авторского идеала).

Второй том «Мертвых душ». «Выбранные места из переписки с друзьями»

После выхода первого тома (1842) работа над вторым томом (начатым еще в 1840) протекала особенно напряженно и мучительно. Летом 1845 в тяжелом душевном состоянии Гоголь сжигает рукопись этого тома, объясняя позднее свое решение именно тем, что «пути и дороги» к идеалу, возрождению человеческого духа не получили достаточно правдивого и убедительного выражения. Как бы компенсируя давно обещанный второй том и предвосхищая общее движение смысла поэмы, Гоголь в «Выбранных местах из переписки с друзьями» (1847) обратился к более прямому, публицистическому разъяснению своих идей. С особенной силой была подчеркнута в этой книге необходимость внутреннего христианского воспитания и перевоспитания всех и каждого, без чего невозможны никакие общественные улучшения. Одновременно Гоголь работает и над трудами теологического характера, самый значительный из которых - «Размышления о Божественной литургии» (опубликован посмертно в 1857).

В апреле 1848, после паломничества в Святую землю к гробу Господню, Гоголь окончательно возвращается на родину. Многие месяцы 1848 и 1850-51 он проводит в Одессе и Малороссии, осенью 1848 наведывается в Петербург, в 1850 и 1851 посещает Оптину пустынь, но большую часть времени живет в Москве.

К началу 1852 была заново создана редакция второго тома, главы из которой Гоголь читал ближайшим друзьям - А. О. Смирновой-Россет, С. П. Шевыреву (см. ШЕВЫРЕВ Степан Петрович), М. П. Погодину, С. Т. Аксакову и членам его семьи и другим. Неодобрительно отнесся к произведению ржевский протоиерей отец Матвей (Константиновский), чья проповедь ригоризма и неустанного нравственного самоусовершенствования во многом определяла умонастроение Гоголя в последний период его жизни.

В ночь с 11 на 12 февраля в доме на Никитском бульваре, где Гоголь жил у графа А. П. Толстого, в состоянии глубокого душевного кризиса писатель сжигает новую редакцию второго тома. Через несколько дней, утром 21 февраля он умирает.

Похороны писателя состоялись при огромном стечении народа на кладбище Свято-Данилова монастыря (в 1931 останки Гоголя были перезахоронены на Новодевичьем кладбище).

«Четырехмерная проза»

В исторической перспективе гоголевское творчество раскрывалось постепенно, обнажая с ходом времени все более глубокие свои уровни. Для непосредственных его продолжателей, представителей так называемый натуральной школы (см. НАТУРАЛЬНАЯ ШКОЛА), первостепенное значение имели социальные мотивы, снятие всяческих запретов на тему и материал, бытовая конкретность, а также гуманистический пафос в обрисовке «маленького человека». На рубеже 19 и 20 столетий с особенной силой раскрылась христианская философско-нравственная проблематика гоголевских произведений, впоследствии восприятие творчества Гоголя дополнилось еще ощущением особой сложности и иррациональности его художественного мира и провидческой смелостью и нетрадиционностью его изобразительной манеры. «Проза Гоголя по меньшей мере четырехмерна. Его можно сравнить с его современником математиком Лобачевским, который взорвал Евклидов мир...» (В. Набоков). Все это обусловило огромную и все возрастающую роль Гоголя в современной мировой культуре.

Большой энциклопедический словарь

ГОГОЛЬ Николай Васильевич (1809-52) - русский писатель. Литературную известность Гоголю принес сборник "Вечера на хуторе близ Диканьки" (1831-32), насыщенный украинским этнографическим и фольклорным материалом, отмеченный романтическими настроениями, лиризмом и юмором. Повести из сборников "Миргород" и "Арабески" (оба- 1835) открывают реалистический период творчества Гоголя. Тема униженности "маленького человека" наиболее полно воплотилась в повести "Шинель" (1842), с которой связано становление натуральной школы. Гротескное начало "петербургских повестей" ("Нос", "Портрет" и др.) получило развитие в комедии "Ревизор" (постановка 1836) как фантасмагория чиновничье-бюрократического мира. В поэме-романе "Мертвые души" (1-й том - 1842) сатирическое осмеяние помещичьей России соединилось с пафосом духовного преображения человека. Религиозно-публицистическая книга "Выбранные места из переписки с друзьями" (1847) вызвала критическое письмо В. Г. Белинского. В 1852 Гоголь сжег рукопись 2-го тома "Мертвых душ". Гоголь оказал решающее влияние на утверждение гуманистических и демократических принципов в русской литературе.

Энциклопедия Кольера

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. Портрет работы Ф.А.Моллера (1841).

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ. Портрет работы Ф.А.Моллера (1841).

(1809-1852), великий русский прозаик и драматург. Родился 31 марта 1809 в селе Сорочинцы Полтавской губернии. Отец его, помещик родом из казацкого шляхетства, был драматургом-любителем; мать, простая и глубоко религиозная женщина, не чаяла души в сыне. Еще во время учебы в провинциальном нежинском лицее проявилась болезненная чувствительность Гоголя, сочетавшаяся с пылким честолюбием. Окончив школу, он в 1828 отправился в Санкт-Петербург. Его первая поэма в немецком идиллическом духе Ганц Кюхельгартен, изданная под псевдонимом и за собственный счет, была осмеяна критикой. Обескураженный неудачей, он скупил все напечатанные экземпляры, уничтожил их и отплыл в США, но добрался лишь до Любека в Германии, возвратился в Санкт-Петербург и поступил на службу, решив прославиться на административном поприще. Гоголь продолжал писать рассказы, и один из них привлек внимание В.А.Жуковского и А.С.Пушкина. Их благорасположение укрепило веру Гоголя в свои силы. В 1831 сборник его рассказов из украинской жизни Вечера на хуторе близ Диканьки получил хвалебные отзывы; через год он опубликовал второй том Вечеров. Получив предложение преподавать историю в Институте благородных девиц, а затем, в 1834, заняв кафедру профессора истории Санкт-Петербургского университета, Гоголь уверился, что истинное его призвание - академическая карьера. Он строил планы масштабных исторических исследований, однако вскоре отказался от преподавания. Мемуаристы сохранили его собственный приговор своей преподавательской деятельности: "Невеждой я вступил на профессорскую кафедру и невеждой сошел с нее". Гоголь вновь обратился к литературе и издал в 1835 двухтомный сборник повестей и рассказов Миргород и еще две книги новелл и прозаических этюдов под заглавием Арабески. Но лишь после вызвавшей широкий отклик театральной постановки его комедии Ревизор в 1836 он уверился в том, что литература составляет его истинное призвание. Гоголь уехал в Рим и последующие двенадцать лет жил за границей, лишь изредка наведываясь в Россию. За этот период Гоголь опубликовал Нос (1836), Шинель (1841); первую часть своего великого романа Мертвые души и еще две комедии - Женитьба (1842) и Игроки (1842). Книга Гоголя Выбранные места из переписки с друзьями вызвала ответное письмо критика В.Г.Белинского, который обвинял Гоголя в лжехристианстве и прославлении кнута. Между тем Гоголь, как бы устыдившись пафоса всего своего предшествующего творчества, принялся переписывать прежние произведения, в частности Ревизора. Озабоченный упадком творческих сил в ходе работы над продолжением Мертвых душ, он обратился к читателям второго издания первого тома с призывом оповещать его обо всех идеях, какие придут им на ум относительно развития сюжета. В 1848 Гоголь отправился паломником в Святую Землю, однако надежды достигнуть религиозного подъема не сбылись. Возвратившись в Россию, он провел последние годы жизни в странствиях. Продолжал работать над второй частью Мертвых душ, черновик которой уничтожил в 1845, однако большая часть новой рукописи была опять-таки сожжена, быть может, под влиянием фанатичного духовника, убеждавшего Гоголя в пагубности его художественного творчества. Погрузившись в глубокое уныние, истощенный хворями и аскезой, Гоголь умер в Москве 4 марта 1852.

ЛИТЕРАТУРА

Гуковский Г.А. Реализм Гоголя. М. - Л., 1959 Манн Ю.В. Поэтика Гоголя. М., 1976 Гоголь Н.В. Собрание сочинений, тт. 1-7. М., 1976-1979 Вересаев В. Гоголь в жизни. М., 1990 Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992 Набоков В. Николай Гоголь. - В кн.: Набоков В. Лекции по русской литературе. М., 1996 Гоголь Н.В. Избранные сочинения, тт. 1-2. М., 1997 Золотусский И.П. Гоголь. М., 1998

Полезные сервисы